Новости

Философские основы новой парадигмы образования: взаимосвязь образования и свободы раскрывается в критической педагогике

Обязательным условием становления креативной личности является свобода. Взаимосвязь образования и свободы раскрывается в критической педагогике. Исходя из того, что через образование власть как система разных институтов контролирует массовое сознание и устанавливает правила и инструкции, бразильский педагог П. Фрейре определяет цель образования - освободить человека от любого унижения. Онтологическую миссию человека он видит в том, чтобы быть субъектом, отказавшись от "культуры молчания". Поэтому образование в критической педагогике появляется как практика свободы, которая понимается как непременное условие процесса становления личности. Недостаточно для реальной свободы свалить диктатора, нужно убить его в себе. Для того, чтобы получить свободу, человеку необходимо, во-первых, понять причины угнетения; во-вторых, избавиться от двойственности, что присуща его внутреннему миру. В результате возникает внутренний конфликт, который поляризует две его крайние позиции: человек в то же время выступает в качестве самого себя и своим утеснителем. Сущность этого конфликта сформулировал еще Э. Фромм; "Быть или иметь"? Его можно рассматривать как таковую ситуацию, в которой акт получения свободы предопределяет изменение внутренних идентификационных детерминант, переход от одного экзистенциального состояния к другому. Таким образом, в качестве субъекта критической педагогики выступает активная личность, которая способна к самому созданию и самому становлению, а образование исполняет эмансипаторскую роль.
Другой представитель этого направления философии образования - А. Ильич. Сущность его идеи сводится к следующему:
1) отрицание монополии образовательных заведений на образование, их деинституционализация из-за их способности к консервированию и тиражированию стереотипов, мифов, идеологических штампов и поддержке неравенства в образовании;
2) диверсификация путей образования через создание своеобразной сети по обмену знаний;
3) отказ от Homo Fаber как образовательного идеала, который сориентирован на активное превращение окружающей среды.
Зато А. Ильич считает, что образовательным идеалом должен стать человек, который признает автономность и значимость индивидуальной свободы в межличностном общении, строит свои отношения с другими людьми и природой на основе взаимоуважения, творчества и этичной самоценности. Фриспины и бездепозитные бонусы для игры в слоты на деньги и бесплатно





© 2012 - 2016 Виктор Петлюра - Официальный сайт